
Пипи против Турции
[Pipi v. Turkey] (№ 4020/03)
Решение от 12 мая 2009 г. [вынесено II Секцией]

В период, относящийся к обстоятельствам дела, заявитель являлся агентом в 

сфере шоу-бизнеса и партнером частной продакшн-компании. В 2000 году, 

после жалобы, поданной против него в связи с выпиской чека в отсутствие 

достаточных средств от имени продакшн-компании, он выплатил долг, и 

разбирательства в его отношении были прекращены. Через несколько дней 

ежедневная газета «Стар» опубликовала статью под заголовком «M.A.E. спа-

сает Пиписа�� от ареста имущества». Статья иллюстрирована тремя фото-

графиями, на которых был изображен заявитель с его партнером M.A.E. в 

сопровождении четырех женщин и с его подругой E.G., известной певицей. 

В тот же день в телевизионной программе «Папарацци», транслируемой по 

каналу «Интерстар», ситуация заявителя была также упомянута в устном 

комментарии.

Заявитель безуспешно требовал публикации газетой «Стар» поправок, 

утверждая, что опубликованные комментарии вводили в заблуждение и 

были диффамационными. Мировой судья удовлетворил требование заяви-

теля об использовании права ответа на том основании, что спорная ста-

тья не была основана на доказательствах в подтверждение комментариев, 

которые он признал «умаляющими репутацию». Жалоба газеты «Стар» была 

отклонена. Однако поправки, требуемые заявителем, не были опубликова-

ны. Заявитель предъявил аналогичный иск в мировой суд против канала 

«Интерстар», но он был отклонен на том основании, что заявитель не пред-

ставил «вещественных доказательств или документов, которые бы под-

тверждали, что распространенные комментарии не были достоверными». 

Его жалоба была отклонена. Заявитель также предъявил два иска о компен-

сации морального вреда в суд первой инстанции, один – к компании-изда-

телю и главному редактору газеты «Стар», а другой – к каналу «Интерстар». 

Оба иска были отклонены решениями, которые были оставлены без изме-

нения кассационным судом.

Жалоба признана неприемлемой. Фотографии и видеоряд, иллюстрирую-

щие спорные статью и программу, не вызывают вопросов, поскольку они 

уже были доступны общественности и, в любом случае, не касались подроб-

ностей частной жизни заявителя. Что касается статьи и программы как 

таковых, они содержали ряд предположений, основанных на результате 

разбирательства, сообщенных в стиле сплетен, типичном для такого вида 

средств массовой информации, но спорная информация не затрагивала 

исключительно личные подробности жизни заявителя, а также не была 

результатом недопустимого или продолжающегося вторжения в его част-

�� В полном тексте Решения 
Европейского Суда

по настоящему делу содержится 
примечание: «Стелио 

Пипис – уменьшительная форма 
от Стилианос Пипи»

(прим. переводчика). 

�� В полном тексте Решения 
Европейского Суда

по настоящему делу содержится 
примечание: «Стелио 

Пипис – уменьшительная форма 
от Стилианос Пипи»

(прим. переводчика). 

РешениеРешение



ную жизнь. Такая информация не являлась настолько серьезным вмеша-

тельством в частную жизнь заявителя, чтобы была затронута его личная 

неприкосновенность. Могла быть затронута лишь его репутация, защита 

которой прямо предусмотрена в качестве одного из ограничений свободы 

выражения мнения согласно пункту 2 статьи 10 Конвенции. Европейский 

Суд исследует позицию, принятую национальными судами по этому 

вопросу.

В настоящем деле суд в двух случаях пришел к выводу о том, что сведе-

ния, содержавшиеся в статье, опубликованной газетой «Стар», и програм-

ме, показанной по каналу «Интерстар», касались вопроса, относящегося к 

обязанности прессы распространять информацию, и ущемление личных 

прав заявителя отсутствовало, поскольку отсутствовало правонарушение, 

причиняющее моральный вред. Не обращаясь специально к вопросу о том, 

являлась ли информация «утверждениями о факте» или «оценочными суж-

дениями», суды заключили, что она была «по существу верной», поскольку 

была основана на официальных материалах дел, возбужденных против 

заявителя прокуратурой и исполнительным бюро. По мнению судов, таким 

образом, имелась достаточная фактическая основа, чтобы оправдать спор-

ные комментарии и, соответственно, отсутствовали основания для наказа-

ния лиц, давших такие комментарии. Это толкование было оправданным, 

хотя спорные статья и программа содержали отдельные утверждения, кото-

рые отсутствовали в официальных материалах. Такая ситуация могла вызы-

вать критику с точки зрения журналистской этики, но Европейский Суд 

рассматривает ее скорее как «степень преувеличения», допустимую в кон-

тексте свободы журналистики. Таким образом, нельзя предположить, что 

суд вышел за рамки свободы усмотрения, когда придал меньшее значение 

праву заявителя на защиту частной жизни, в значении статьи 8 Конвенции, 

при его сопоставлении с конкурирующими интересами средств массовой 

информации в свете статьи 10 Конвенции. Жалоба признана явно необос-

нованной.


